Суббота, 21.09.2024, 05:43

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Авто [2]В мире [1]
Город [8]Знаменитости [1]
Леди [1]Политика [12]
Спорт [6]Фильмы [1]
Экономика и бизнес [1]Hi-Tech [4]
Юмор [1]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
 История Магнитогорска
Магнитогорск — город в Челябинской области России, является одним из самых крупных мировых центров чёрной металлургии. Город расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал (правый берег в Европе, левый — в Азии). Магнитогорск расположен на территории исторического Башкортостана и является 25-м по площади и 42-м по численности населения городом Российской Федерации.
 
Территория города составляет 392,35 км, город протянулся с севера на юг — 27 км, с востока на запад — 22 км, высота над уровнем моря составляет 310 м. Западная граница территории Магнитогорска является административной границей между Челябинской областью и Республикой Башкортостан.
 
Население 410 414 жителей (2009). Национальный состав по данным переписи: русские — 81,5 %, башкиры — 10 %, татары — 4,4 %, украинцы — 4,3 %, белорусы — 1,0 %, евреи — 0,4 %, узбеки — 0,2 %, немцы — 0,2 %, удмурты — 0,1 %, чеченцы — 0,02 %. Всего насчитывалось 92 национальности, из них 40 имеют численность 10 человек и менее. Основная конфессия — православие. Российская Империя в 1743 году на правом берегу реки Яик основана крепость Магнитная. Указом Елизаветы Петровны все пришельцы, поселившиеся на Яике, были зачислены в Оренбургское казачье войско. В 1747 была построена деревянная церковь Святой Троицы. Рудознатцы промышленника И.Б. Твердышева провели на горе Магнитной шурфовку, определив, достаточно ли руды для строительства поблизости железноделательного завода. В 1752 заводчик И. Б. Твердышев и его зять И. С. Мясников, опираясь на положения Берг-коллегии 1719 - 1734 годов и пользуясь тем, что гора Магнитная не записана в чью-либо собственность, подают в Оренбургскую губернскую канцелярию "Нижайшее прошение", чтобы рудное место закрепили за ними "на вечные времена". В 1759 года началась добыча руды.
 
В апреле 1774 года войско Пугачева ежедневно атаковала Магнитную крепость, и в результате 6 мая заняла её после двухдневного штурма. После подавления восстания Екатерина II повелела переименовать Яик Уралом "для предания всего случившегося забвению". После смерти Твердышева и Мясникова в 1785 году по раздельному акту Верхне-Уральского земского суда дочери Мясникова, вышедшей замуж за Пашкова, «отказан Белорецкий завод со всеми рудниками».
 
В 1834 году наследники Демидова затеяли судебную тяжбу с Пашковыми, пытаясь получить право добычи руды на горе Магнитной. Дело выиграли Пашковы. Решение суда было утверждено в 1839 году сенатом. На 1840 год в станице Магнитной всего дворов - 108, в них душ - 283, а к 1866 уже 283 двора, а население более 1700 душ. 1874 белорецкие заводы и гора Магнитная за долги Пашковых проданы с торгов. Хозяином предприятия и горы Магнитной стало "Общество Белорецких заводов Пашковых". К 1874 на горе Магнитной добыто 500 млн. пудов железной руды, из которой на Белорецком заводе выплавлено около 300 тыс. пудов железа. К 1881 году в Магнитный юрт входили поселки: Магнитный, Янгельский, Наваринский, Черниговский, Требиатский, Верхнекизильский, Боборыкинский, Смелый, Спасский. Дворов - 1653, семей - 1660, мужчин - 4646, женщин - 4936. Всего населения 9582 человека. Военный состав Магнитной станицы: штаб-офицеров - 1, обер-офицеров - 7, классных чиновников - 1, урядников и унтер-офицеров - 47, казаков - 689, казаков приготовительного разряда - 274. Отставных чиновников: штаб-офицеров - 2, урядников и унтер-офицеров - 63, казаков - 798. В июне 1891 года наследник престола Николай II остановился в Магнитной по пути в Оренбург. В 1893 году была открыта первая больница, а в 1897 население перевалило за 10 тысяч человек. В 1915 году начались изыскательские работы по строительству железной дороги Белорецк - Магнитная, первая мировая война помешала осуществить проект. В июле 1917 Магнитный станичный сход устранил стражника, охранявшего имущество и денежные средства почтового отделения. Исполняющий обязанности губернского комиссара Енигеев доносил правительству, что меры к восстановлению охраны приняты. 1 апреля 1918 года в станицу Магнитную прибыл красногвардейский отряд под командованием М.В. Калмыкова, в этот же день был "избран" станичный Совет.
 
В 1920 году начались изыскательско-проектные работы по строительству железной дороги Белорецк - Магнитная. По поручению ВСНХ "Сибирское общество инженеров в Томске", под руководством профессора Н.В.Гутовского, разработало "Урало-Кузнецкий проект". Намечалось создание четырех металлургических заводов: у горы Магнитной. В 1923 году в соответствии с постановлением ЦК РКП(б) и 3-й сессии ВЦИК в ноябре образована Уральская область, в состав которой входил Троицкий округ с Магнитным районом. Станица Магнитная стала районным центром. В Свердловске началось проектирование Магнитогорского завода. На Магнитной горе проводятся новые исследования и геологические работы под руководством профессора А.Н.Заварицкого. Работы продолжались два года, геологи пробурили 51 скважину. Президиум Уральского областного СНХ утвердил место строительства завода - площадку у горы Магнитной.
 
В январе 1929 года Совнарком СССР и СТО на объединенном заседании приняли решение о начале строительства Магнитогорского металлургического завода. И уже в марте к Магнитной горе прибыли первые строители: бригада плотников, возглавляемая Дмитрием Брусовым. 30 июня на Магнитострой прибыл первый поезд, эту дату принято считать днем рождением Магнитогорска, вопреки существованию станицы Магнитной с 1743 года. 1 января 1930 вышел в свет первый номер газеты "Магнитогорский рабочий". В апреле комиссия из представителей Магнитостроя, Стальстроя и Водоканалстроя вынесла решение о "возможности строительства города Магнитогорска на правом берегу реки Урал". От "решения о возможности строительства" до строительства прошло довольно много времени, а тем временем на левом берегу начали строить район города, которому дали помпезное имя СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГОРОД. В нормальной речи это название сократилось до СОЦГОРОД. К декабрю 1931 на строительстве работают свыше 40 тысяч человек. В 1932 году в Магнитке открывается первая школа, педагогический институт, кинотеатр, театр, аэроклуб. В июле 1933 Мартеновская печь №1 выпустила первую сталь, а в августе 1934 - открыт стан 500, первый на Магнитке. 18 января 1936 года - открытие первой трамвайной линии Щитовые - Заводоуправление, также заложен первый капитальный дом на правом берегу. В апреле 1937 закрыты донные шлюзы на плотине N2, при заполнении водохранилища первая плотина и часть станицы Магнитной скроется под водой. К 1939 году население Магнитогорска - 146 тысяч человек, открылось музыкальное училище, закончено строительство цементного завода. В апреле в Нью-Йорке открылась международная выставка, на которой была представлена продукция Магнитогорского металлургического комбината. Накануне Великой Отечественной войны ММК представлял собой предприятие с законченным металлургическим циклом. Доля производимой металлургическим комбинатом металлопродукции в 1940 году к общесоюзной составляла по чугуну - 8,7%, по стали - 11,2 %, прокату - 10,9 % соответственно. Однако почти 90% производимого на комбинате металла были рядовые, углеродистые марки стали. Наряду с необходимостью принимать и осваивать на своей территории оборудование эвакуированных заводов прифронтовых районов, а это немного-немало - 34 предприятия нашли прописку на ММК, среди них: Металлургический завод им. Дзержинского (Днепропетровск) Днепропетровский коксохимический завода «Запорожсталь» Огнеупорный и коксохимический заводы Запорожья Енакиевский коксохимический завод Ново-Тульский Алчевский Макеевский «Азовсталь» Московские заводы: «Серп и молот», «Пролетарский труд», «Электросталь» Харцизский мет.завода Ленинградский сталепрокатный завод Харьковский турбогенераторный «Кривгресс» и др. заводы., комбинат стремительно наращивал мощности В этот период построены и введены в эксплуатацию: рудо-обогатительная фабрика, две агломерационные машины, четыре коксовые батареи, две доменные печи, пять мартеновских печей, толстолистовой стан 4500, среднелистовой стан 2350, цех «Т», фасоно-вальце-сталелитейный цех, паровоздуходувная станция №2, спеццеха.
 
Отдельного внимания заслуживает история освоения выпуска броневой стали. До войны комбинат давал преимущественно рядовые марки металла. Качественные стали составляли всего 12 процентов общего производства. Необходимо было освоить выпуск специальных высококачественных броневых сталей. Блюминг №3 Броневая сталь до войны производилась, в основном, на южных заводах. Варили ее в небольших печах со специальным, так называемым «кислым» подом. В Магнитогорске не было ни одной такой печи. А главное, не было специалистов, умеющих работать по этой технологии. Наряду с разработкой технологии производства брони необходимо было организовать учебу сталеплавильщиков. Специальное бюро приступило к технологии производства броневой стали. Большой вклад в это дело внесли директор комбината Г.И. Носов, инженеры В.А. Смирнов, Е.И. Левин, Н.Г. Вергазов, мастер М.М. Хилько, сталерав Д.П. Жуков. Было решено выплавлять броневую сталь так называемым дуплекс-процессом, то есть варить ее сначала в печах с основным подом, а затем доводить в печах с кислым подом. 23 июля 1941 года 185-тонная мартеновская печь № 3, переделанная в «кислую», выпустила первую плавку броневой стали. Но производство броневой стали солставляло лишь полдела – фронту нужен был броневой лист. До войны на комбинате вообще не катали листа – не было соответствующих прокатных станов. Решением ЦК ВКП(б) в Магнитогорск был перебазирован самый мощный в СССР толстолистовой броневой прокатный стан с Мариупольского завода имени Ильича. Его, за неимением специального цеха и отсутствием времени на его строительство, приняли решение разместить на блюминге. Это было не просто смелое, а ошеломляющее решение, некоторые склонны были считать его авантюрой, предрекая большие поломки оборудования. Однако, заместитель главного механика комбината Н.А. Рыженко заявил: Это уралмашевский стан. Запас прочности у него достаточный, и технические характеристики позволяют катать толстый лист из самых стойких марок стали. Необходимо лишь кое-что переделать, организовать уборку готового листа. Смелое предложение одобрил нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, хотя и предупредил руководителей комбината, что в случае неудачи вся ответственность ляжет на них. Напряженный труд и творческий поиск увенчались успехом. 28 июля 1941 года был прокатан первый броневой лист. Фронт получил магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством. За этот научный и трудовой подвиг 14 работников комбината были награждены орденами и медалями Советского Союза.
 
Кроме броневой стали, в кратчайшие сроки было отлажено производство снарядной, дисковой, автоматной, шлемовой, шарико-подшипниковой, снарядно-бронебойной, ствольной и множество других качественных сталей военного назначения. А в 1945 году на ММК уже производилось 83 % качественных сталей. По выпускаемому на Магнитке в войну сортаменту снарядного металла можно было заранее судить о предполагаемом характере боевых действий и, особенно, о переходе от оборонительных к наступательным операциям на фронте. В тяжелые для страны дни 1942 года, когда враг стоял у стен Сталинграда и остервенело рвался к Кавказу, металлургическому комбинату было поручено освоить прокатку траковой полосы для танков. Для организации производства такой полосы был использован стан 300-2. На стане 500 было начато производство фигурного профиля – бандажа для танков, который раньше штамповался на танкостроительных заводах. Новые профили, освоенные на комбинате, открыли перед танкостроителями большие возможности для ускорения выпуска боевых машин. Они позволили освободить сотни строгальных, револьверных, токарных станков и др. оборудования и значительно сократить объемы электросварки. Экономия металла при изготовлении одного танка составляла почти 2 тонны. В разгар битвы под Курском в 1943 году ММК получил задание ГКО в максимально короткий срок удвоить выпуск снарядного металла. Снарядная заготовка крупных сечений освоена на непрерывно-заготовочном стане 720. Наряду с доменщиками, сталеплавильщиками и прокатчиками трудились горняки, коксовики. Горняки за годы войны дали 28 млн. 399,3 тыс тонн руды Магнитогорску и Кузнецку. Коксовики давали 12 млн 541,9 тыс т кокса и газа комбинату, снабжали другие заводы, производили различную продукцию оборонного значения.
 
Энергетики комбината бесперебойно снабжали электроэнергией не только Магнитогорск, но и другие заводы и города Южного Урала. В десятки раз возросло производство кислорода, увеличилось производство и другой важной продукции. В цехах главного механика было налажено производство различной продукции для фронта, для восстановления на новом месте оборудования эвакуированных заводов. Литейщики, используя небольшие мартеновские печи, организовали отливку из броневой стали башен для танков, бронеколпаков для дотов. В годы войны коллектив комбината состоял на 70% из новых рабочих, недавно пришедших на комбинат. Война стерла понятие мужские и женские профессии. Освоение женщинами мужских профессий можно сравнить разве только с самопожертвованием на фронте. В мартеновских цехах на каменных огнеупорных работах никогда не работали женщины. В октябре 1941 года в мартеновских цехах создаются женские бригады. Огнеупорщицы Маняхина, Карнаухова, Ильина, Спирина систематически выполняли нормы на 200%, достигали такого качества работы, что стальные ковши выдерживали 10-11 плавок, тогда как раньше их меняли через 4-5 плавок. На ведущих участках ЦЭС всегда работали только мужчины. Традицию нарушили женщины Смирнова и Петровская. Женщины стали осваивать специальности кочегаров, машинистов турбин.
 
В 1942 году вступил в строй калибровочный завод, который стал крупнейшим предприятием метизной промышленности. На площадке начавшего строиться еще до войны метизного завода было размещено оборудование эвакуированных заводов. 6 августа была выдана первая калиброванная сталь. Подобных темпов строительства не знали даже такие крупные предприятия Соединенных Штатов Америки, как металлургические заводы Герри, Саус-Чикаго, Локаванна. Настоящим подвигом было овладение женщинами профессией люковых на коксохиме: нестерпимая жара возле люков, коксохимическая пыль, едкий дым. Первой стала Ольга Лопатина, ее примеру последовала Щеглова, помощниками люковых были Хабарова и Кобзева. Немного было женщин-вырубщиц на комбинате. Пионер в освоении этой профессии - Анна Жаворонкова. В иные смены ей удавалось вырубить 109 тонн металла вместо 14 по норме. Женщины трудились и на командных постах. Появились женские бригады, участки и даже цехи. Агитационные плакатыПостоянным источником пополнения коллектива комбината в годы войны были ремесленные училища и школы ФЗО. В мае 1941 года было создано ремесленное училище № 13. В 1942 году около тысячи его воспитанников работали самостоятельно, обслуживая доменную печь, 10 мартеновских печей, целые смены газового и среднелистового цехов. В октябре среди воспитанников училища, работавших на комбинате, было 311 стахановцев. За хорошее обслуживание агрегатов и выдачу металла для нужд фронта Главное управление трудовых резервов и Наркочермет наградили значком «Отличник социалистического соревнования» более ста учащихся и работников училища. В том же году училищу было присвоено звание «Лучшее ремесленное училище Советского Союза» и вручено переходящее Красное знамя ГКО. Сотни квалифицированных кадров воспитали другие училища и школы ФЗО. Например,только одна школа ФЗО №1 выпустила в январе 1942 года около 600 квалифицированных рабочих-строителей. О грандиозных масштабах работ, выполенных магнитогорцами, можно судить по такому сравнению: если бы погрузить в вагоны всю продукцию, изготовленную только объектами, введенными в строй в годы войны, то получился бы железнодорожный состав протяженностью от Магнитогорска до Берлина. За доблестный труд в годы войны свыше 2000 магнитогорцев были награждены орденами и медалями Советского Союза, 12 удостоены государственной премии. В их числе: Г.И.Носов – директор ММК с 1939 г. по 1951г. К.И.Бурцев – зам.главного инженера Н.А.Рыженко – зам.главного механика В.П.Кожевников – главный прокатчик комбината с 1939 по 1962 гг. Г.В.Савельев – начальник блюминга №3 Е.И.Дикштейн – начальник мартеновского цеха №2 Ф.Д.Воронов – начальник мартеновской печи №3 В.Э.Дымшиц- руководитель треста Магнитострой
 
После войны ММК по-прежнему оставался флагманом отечественной черной металлургии. Производство стали росло бурными темпами. Практически каждый год вводились в строй новые агрегаты. Кроме того, за послевоенной Магниткой надежно закрепился статус законодательницы мод не только в отечественной, но и, зачастую, в мировой черной металлургии. В 1946 году весенний ледоход снес деревянный мост на правый берег, и было начато строение моста на Центральном переходе. В декабре 1948 года через центральный переход проложена трамвайная линия, а правый берег Урала проведен первый трамвайный поезд. В апреле 1949 года для строительства высотных здании в Москве выехала бригада арматурщиков треста "Магнитострой".
 
В 1950-ые Магнитка переживала бурный рост. Был построен первый в городе и в СССР крупнопанельный дом (проспект Карла Маркса, бывшая улица Мира, дом 32). Открылся ДКС (Дворец культуры строителей) имени Мамина-Сибиряка. Возведено три школы, пять детских садов, хлебозавод, новые корпуса городской больницы, поликлиника, открытие кинотеатра "КОМСОМОЛЕЦ" на проспекте Металлургов. Был возведен северный переход через Урал по проекту института "Промтранспроект" (Москва), окончено строительство мясокомбината. Был построен Южный переход по проекту института "Гипрокоммундортранс" и Магнитогорского Гипромеза. Строители закончили последние работы в пионерском лагере "Абзаково" на 500 мест. К концу десятилетия население Магнитогорска - 311 тысяч человек.
 
В 60-е продолжалось планомерное развитие города. В 1963 году в Магнитогорск пришел газ от газопровода Бухара - Урал, было газифицировано 12000 квартир, начался перевод котлов ТЭЦ на природный газ. 9мая 1966 года был открыт памятник-ансамбль "Палатка первых строителей Магнитогорска". Авторы работы - заслуженный художник РСФСР, скульптор Лев Головницкий, архитектор - Евгений Александров. Этот памятник - единственный в Магнитке, внесен в список ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ.(указ Президента PФ от 05.05.97 N 452) В Магнитогорске стали выходить четыре новые многотиражные газеты - "КАЛИБРОВЩИК", "МЕТИЗНИК", "ПЕДАГОГ" и "ЗНАМЯ". Магнитогорцы выписывали 461 тысячу экземпляров газет и журналов, на каждую тысячу населения приходится почти 1300 газет и журналов. 30 июня 1969 года Магнитогорску исполнилось 40 лет. Население - 365 тысяч человек. Жилой фонд - 2 миллиона 800 тысяч квадратных метров. В Магнитогорском горно-металлургическом институте учится 8 тысяч студентов, в педагогическом - 4 тысячи. В городе 8 средних специальных учебных заведений, 15 профтехучилищ, 92 школы народного образования, новый драматический театр, телевизионный центр, дом музыки, 7 кинотеатров, 18 дворцов культуры и клубов, более 100 библиотек.
 
В мае 1970-го памятник "Металлург" был подарен городу и установлен на Привокзальной площади. Скульптура (первоначальное название - Рабочий) была создана в 1958 году для павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия), как часть экспозиции Рабочий и колхозница. В 1959 году была установлена в Советском павильоне на выставке Достижения СССР в области науки и техники в Нью-Йорке (США). В 1960 году скульптура украшала фасад Советского павильона на международной выставке в Вене (Австрия). В 1963 году выставлялась на ВДНХ в Москве. В 1967 году в ознаменование 50-тилетия Советской власти скульптурным комитетом Союза художников СССР скульптура была передана ММК и установлена на его территории, получив название "Металлург". Было построено новое здание аэровокзала. В ознаменование 40-летия со дня добычи из Магнитогорского рудника первой тонны руды (450 млн. тонн), на вершине горы Узянки открыт монумент. Вступила в строй трамвайная линия по маршрут в новый 127-й микрорайон. Общая протяженность трамвайных путей в городе достигла 111,2 километра.
 
Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ об образовании Ленинского района в г. Магнитогорске. Магнитогорский аэропорт принял на свое поле первый реактивный самолет ЯК-40. Футбольная команда "Металлург" выиграла Кубок РСФСР. По проспекту Карла Маркса открыт крупнейший в области универмаг "Зори Урала". Введен в эксплуатацию новый цирк. 29 июня открыт монумент "ТЫЛ - ФРОНТУ". На площади Народных гуляний установлены городские часы-куранты В Магнитогорске прошёл выездной пленум Союза Художников СССР. Было принято решение о передаче городу значительной коллекции произведений современного искусства Население города перевалило за 400 тысяч человек.
 
25 марта 1980 года - постановление исполкома городского Совета народных депутатов "О сносе поселка Cтарая Магнитка", которое не выполнено до сих пор На площади Победы установлен монумент "Танк" с надписью: "В годы Великой Отечественной войны каждый второй танк и каждый третий снаряд сделаны из магнитогорской стали". 11 октября 1984 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Левобережный район города Магнитогорска переименован в Орджоникидзевский район. 1 января 1987 года коллектив ММК перешел на полный хозрасчет и самофинансирование. 27 июля 1987 года приказом ГУ ГТК при СМ СССР N 81 в Магнитогорске создана первая на Урале таможня. Зонами деятельности для Магнитогорской таможни были определены 5 областей Урала (Пермская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Свердловская) и Башкирия.
 
В июле 1988 года в город прибыл посол США в СССР господин Джек Ф.Мэтлок с супругой. На Центральном стадионе металлургов им. 50-летия Октября состоялось официальное открытие выставки "Информатика в жизни США". 30 июня 1989 года - индустриальной Магнитке 60 лет. Суммарная стоимость продукции 35 промышленных предприятий более 3,5 миллиардов рублей в год. В городе 2 театра, цирк, 2 музея, 177 библиотек, 2 института, музыкальное училище, хоровая капелла. Население - 440 тысяч
 
24 февраля 1991 состоялся митинг в поддержку независимости России, в котором участвовало свыше 10000 человек. В октябре 1992 года ММК преобразован в акционерное общество. Был веден в строй Ледовый Дворец спорта им. Ромазана. Пик населения Магнитогорска пришелся на 1992 год - 441 тысяча человек, уже через два года в 1994 году - 427 тысяч. В 1996 году ММК произвел 7.5 миллионов тонн металла - столько же произвели Великобритания и Канада вместе взятые. Состоялись первые выборы главы администрации города, победу на которых одержал В.Г. Аникушин. Началось строительство объездной дороги. Проектная длина 100 км, срок окончания - 2007
 
17 сентября 1999 года закончена реконструкция аэропорта, пропускная способность выросла с 200 пассажиров в сутки до 200 в час.
4 февраля 2000 года был выполнен первый прямой международный рейс Магнитогорск-Цюрих.
В 2002 году открылся аквапарк "Водопад чудес".
В 2003 году освящён Храм Вознесения Христова
Поселок Старая Магнитка получил свое прежнее имя - Станица Магнитная
В 2007 открыта ЛДС Арена-Металлрг, где проводит домашние матчи хоккейная команда «Металлург» (Магнитогорск).
В 2009 году открыт Стан-5000, стоимостью 40 млрд рублей. Это крупнейший индустриальный проект, реализованный за 20 лет существования современной России.
В 2009 году зафиксирован естественный прирост населения впервые с 1992 года.
В июне 2011 года на ММК планируется открытие Стана-2000 холодной прокатки общей стоимостью 46 миллиардов рублей. Основное назначение комплекса - производство высококачественного холоднокатаного и оцинкованного проката для производства внешних и внутренних деталей автомобилей, бытовой техники и строительных конструкций.
Руководители
Пётр Гесс, председатель Городского совета (1990—1992)
Вадим Клювгант, мэр (1992—1995)
Виктор Аникушин, глава города (1995—2005)
Евгений Карпов, глава города (2005—2009)
Евгений Тефтелев, исполняющий полномочия главы города (2009—2010), глава города (с 14 марта 2010)
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz